23.12.2023, 04:37 | |
Деятельность органов местного самоуправления по установлению и администрированию местных налогов Содержание Введение………………………………………………………………………..2 Основная часть…………………………………………………………………3 Заключение……………………………………………………………………..8 Библиографический список…………………………………………..……….9
Введение Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. В связи с отменой большинства местных налогов актуальным становится вопрос о дополнительном финансировании местных бюджетов по причине того, что доля местных налогов и сборов слишком мала для самостоятельного функционирования регионов на эти средства. Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству. Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога. Развитие экономики напрямую зависит от качества ее налоговой системы, от ее возможности обеспечить экономический рост и финансовую стабильность. Объект исследования - местные налоги и сборы. Предмет исследования - Деятельность органов местного самоуправления по установлению и администрированию местных налогов. Цель работы состоит в том, чтобы, опираясь на теоретическую и практическую основу выявить особенности администрирования системы местных налогов и сборов. Задачами является исследование обзор судебной практики верховного суда российской федерации, Обзор судебной практики о местном самоуправлении Решения высших судов РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ.
Основная часть В сегодняшней сложной экономической ситуации администрирование имущественных налогов имеет важное значение, поскольку их величина практически не зависит от условий деятельности налогоплательщиков. В то же время такие местные налоги, как земельный налог и налог на имущество физических лиц, являются основой бюджетов многих муниципальных образований. Рассмотрим, какие проблемы возникают при администрировании данных налогов и каковы пути их решения. Величина местных налогов напрямую не зависит от условий хозяйствования, развития экономики и финансово-экономического кризиса. Именно поэтому администрирование имущественных налогов приобретает в настоящее время особую актуальность. Это связано и с реализацией норм Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", поскольку данный закон играет важную роль в обеспечении стабильности в обществе. Ведь если не будет доходов в муниципалитетах первого уровня, нельзя решить основные вопросы, связанные с жизнеобеспечением отдельных поселений (муниципальных образований).[1] Следует признать, что до недавнего времени администрирование имущественных налогов осуществлялось по остаточному принципу, поскольку затраты на их администрирование были больше, чем доходы от них. В настоящее время в связи с переходом на новые принципы налогообложения недвижимости на основе рыночной (кадастровой) оценки эти налоги становятся бюджетообразующими для муниципальных образований. Местные налоги имеют ряд особенностей: поступающие средства используются только на нужды муниципалитета; решение о введении данных налогов принадлежит органам местного самоуправления; контроль за исполнением налоговых обязательств осуществляется на местах муниципальными образованиями; правовое регулирование имеет широкий спектр, который включает снижение ставок, установление льгот и т. д. Вводятся местные налоги на конкретных территориях, муниципалитетами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) и играют важную роль в формировании доходов местных бюджетов. Основными полномочиями местного самоуправления по установлению налогов являются: определение налоговых ставок в пределах, установленных НК РФ; установление порядка и сроков уплаты местных налогов; выбор формы отчетности по конкретным видам налогов. [2] Другие элементы налогообложения регулируются НК РФ. Также местное самоуправление может предусмотреть льготы для налогоплательщиков. К местным налогам и сборам относят: земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор. Обязательны к уплате на территориях городов, районов и прочих муниципальных образований. Общая часть описывается НК РФ, отдельные элементы налогообложения — решениями городских дум, советов районных депутатов и прочими нормативными актами представительных органов муниципалитетов. Местным депутатам, как и региональным, разрешено определять налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Все местные налоги и сборы полностью поступают в бюджет муниципалитета и платятся только теми, кто имеет определенное имущество или занимается определенным видом деятельности. Всего в стране есть три вида местных налогов и сборов:
Специфика местных налогов заключается в том, что устанавливаются они НК РФ, вводятся в действие нормативным актом местного органа власти и действуют на уровне муниципального образования (п. 4 ст. 12 НК РФ). Налоговая декларация — это официальное заявление налогоплательщика, которое содержит сведения об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, о сумме налога подлежащего уплате и о других данных, служащих основанием для исчисления налога. (ст. 80 НК РФ). По общему правилу несвоевременная сдача отчетности в ИФНС (деклараций/расчета по страховым взносам) наказывается штрафом в размере 5% от суммы налога, отраженной к уплате в «просроченной» декларации и не перечисленной в бюджет в установленный срок, за каждый полный/неполный месяц просрочки, но не более 30% от суммы налога и не менее 1000 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ).[3] Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации по общей системе налогообложения в связи с неправомерным применением им специальных налоговых режимов образует состав налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 НК РФ. При этом суд вправе снизить размер штрафа с учетом уважительности причин непредставления декларации. (Определение № 308-ЭС22-1936) Если проанализировать положения п. 4 ст. 12 НК РФ[4] более внимательно, то можно заметить, что государство наделяет муниципальные образования полномочиями по введению в действие и прекращению действия местных налогов и сборов — правом их установления государство муниципальные образования не наделяет. В то же время формально подобный подход противоречит Конституции РФ. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 75 Конституции РФ, система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом. Кроме того, на основании ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Полномочие по установлению налогов и сборов может быть определено как право закреплять виды и элементы юридического состава налогов и сборов, которые могут быть введены в действие на территории того или иного публично-правового образования. [5] Полномочие по введению в действие — это право юридического закрепления обязанности тех или иных лиц уплачивать установленные налоги и сборы с определенной даты и на определенной территории. Следовательно, право установления налогов и сборов — потенциальное право взимания налогов и сборов, право введения налогов и сборов — реально реализуемое право взимания данных обязательных видов платежей. Между тем Конституционный Суд РФ придерживается другой позиции по данному вопросу. Как было отмечено в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.1998 № 22-О: «федеральный законодатель устанавливает федеральные налоги и сборы в соответствии с Конституцией РФ, самостоятельно определяя не только их перечень, но и все элементы налоговых обязательств.[6] Применительно к субъектам РФ и органам местного самоуправления понятие “установление налогов и сборов” имеет иной юридический смысл». По мнению Конституционного Суда РФ, «определение смысла понятия “установление налогов и сборов” возможно только с учетом основных прав человека и гражданина, закрепленных в ст. 34 и 35 Конституции РФ, а также конституционного принципа единства экономического пространства, распространяется и на установление налогов и сборов органами местного самоуправления. Отсюда следует, что органы местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные налоги и сборы, не предусмотренные федеральным законом. Иное понимание смысла содержащегося в ст. 132 (ч. 1) Конституции РФ понятия “установление местных налогов и сборов”[7] противоречило бы действительному содержанию Конституции РФ. Следовательно, представительные органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать лишь вопрос, вводить или не вводить местные налоги, предусмотренные федеральным законом». Можно говорить, что в данном случае Конституционный Суд РФ следовал духу, а не букве закона. Между тем, я считаю, при обосновании ограничения налоговых правомочий муниципальных образований следует также использовать понятие государственного суверенитета — предоставление права устанавливать налоги публично-правовому образованию, отличному от государства, неизбежно вело бы к ограничению государственного суверенитета. В ситуации, когда каждое муниципальное образование могло бы устанавливать свои собственные налоги и сборы в неограниченном количестве, неизбежно нарушались бы основополагающие принципы справедливости налогообложения и экономической обоснованности налогов. Заключение Подводя итог, еще раз отметим, что в России полномочия муниципальных образований в налоговой сфере сильно ограничены. Несмотря на то, что Конституционный Суд РФ в своем толковании ч. 1 ст. 132 Конституции РФ смешивает понятия «установление» и «введение» налогов и сборов, тем не менее такой подход представляется вполне обоснованным в силу того, что предоставление муниципальным образованиям права самостоятельного установления новых налогов и сборов привело бы к нарушению государственного суверенитета и права граждан на справедливое налогообложение. Несмотря на то, что государство стремится посредством бюджетно-правовых мер перераспределять налоговые доходы от федеральных и региональных налогов в пользу муниципальных образований, подобный подход до сих пор не подтвердил своей эффективности в силу того, что большинство местных бюджетов являются дотационными. Представляется, что введение торгового сбора также не исправит данную ситуацию, поскольку в настоящее время правом на его введение обладают исключительно города федерального значения, то есть, по сути, субъекты РФ, а муниципальные образования получат такое право только после издания специального закона. Кроме того, следует говорить о том, что торговый сбор является налогом, поскольку иное противоречило бы природе данного платежа.
Библиографический список
[1] Непомнящих Е.В. Конституционные основы компетенции Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере налогообложения: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М, 2008. 22 с
[2] Артемов Н.М., Шохин С.О., Ситник А.А. Финансово-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: учебник для магистратуры / отв. ред. Е.Ю. Грачева. М.: Проспект, 2015. 368 с.
[3] Кучеров И.И. Теория налогов и сборов (правовые аспекты): монография. М.: ЮрИнфоР, 2009. 473 с. [4] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // Справочная правовая система «Консультант плюс».
[5] Налоговое право: учебник / под ред. Е.Ю. Грачевой, О.В. Болтиновой. М.: Проспект, 2012. 384 с. [6] Демин А.В. Принцип всеобщности и равенства налогообложения (доктрина, законодательство и судебная практика) // СПС «Консультант Плюс».
[7] "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Справочная правовая система «Консультант плюс».
| |
| |
Просмотров: 25 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |