menu

Отчет МФЮА Следственный комитет
15.01.2024, 15:19

Введение

Я, Мовсесян Наталия Андраниковна проходила производственную практику в Главном следственном управлении Следственного комитета РФ по Московской области в период с 14 апреля по 14 мая 2023 г., в качестве помощника следователя.

  Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства

        В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти.

Производственная практика является важнейшей формой подготовки студентов и составной частью учебного процесса. В ходе производственной практики в правоохранительных органах, организациях и учреждениях, руководители практики воспитывают в практикантах ответственность за порученное дело, а также развивают организаторские  способности.

Цель прохождения ознакомительной практики – углубление и закрепление полученных знаний,  овладение формами и методами работы государственных органов, предприятий и организаций; проверка умения студентов пользоваться законодательством, выработка навыков правильного применения нормативных актов и составление правовых документов, получение практических навыков в проведении следственных действий и применение полученных ранее теоретических знаний в практической деятельности.

         Для достижения целей были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть основные цели и задачи Следственного комитета РФ;
  2. Определить какими полномочиями обладает Следственный комитет РФ;
  3. Рассмотреть процессуальный статус руководителя следственного органа
  4. Рассмотреть процессуальный статус следователя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

Во время прохождения практики я ознакомилась с организацией работы следователя по раскрытию и расследованию преступлений, тактикой и методикой расследования преступлений.

За время моей практики я присутствовала при осуществлении основных следственных действий: выезжала со следователем на осмотр места происшествия, присутствовала при изъятии отпечатков пальцев, находилась при опознании родственниками трупа неустановленного мужчины, присутствовала при допросах свидетелей, подозреваемых, обвиняемых и находилась при проверке показаний на месте с использованием манекена. Также я присутствовала при проведении следственного эксперимента с выездом в область.

Мною были получены знания в области делопроизводства в органах Следственного комитета. Во время прохождения практики я ознакомилась с работой канцелярии, в частности с уголовными делами, а также с материалами процессуальной проверки, которые подлежат разрешению в порядке ст. 144, 145 УПК РФ. Следователь показал мне, как правильно составлять процессуальные документы. Я составляла проекты запросов в информационный центр, в медицинские учреждения, территориальные отделы полиции, ИФНС России, мировые и районные суды города.

Руководитель практики поручал составлять мне проекты постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, проекты обвинительного заключения по уголовному делу, проекты протокола осмотра документов и протокола выемки документов, приложения в виде фототаблицы, после чего он проверял мою работу и исправлял имевшиеся недочеты.

Почти к окончанию практики мой руководитель поручал мне составлять постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, писать сопроводительные письма прокурору и заявителю и составлять материал проверки. После тщательной проверки моей работы мне доверялось составить опись и подшить материал проверки.

Также я познакомилась с работой организационной техники (принтер, сканер, ксерокс), что сильно облегчило мою работу в следственном отделе.

Основными задачами Следственного комитета являются:

оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;

осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;

организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;

осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.

           Следственный комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, иными органами.

   Правовой основой деятельности Следственного комитета являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, Положение о Следственном комитете Российской Федерации, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

  Следственный комитет является единой федеральной централизованной системой следственных органов и учреждений Следственного комитета и действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю Следственного комитета.

         Всё делопроизводство и документационное обеспечение в целом во всей системе СК России основывается на «Инструкции по делопроизводству СК России» (далее — Инструкция), утвержденной приказом Председателя Следственного комитета России от 18.07.2012 г. № 40 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству Следственного комитета России».

Так, Инструкция распространяется на организацию работы с документами независимо от вида носителя, в том числе с электронными документами (включая подготовку, обработку, хранение и использование документов), осуществляемые с помощью информационных технологий, соответствуют установленным правилам подготовки проектов нормативных правовых актов, обязательны в отношении организационно-распорядительных, информационно-справочных документов, перечисленных в Перечне основных видов организационно-распорядительных, информационно-справочных и других документов, а на процессуальные, кадровые, финансовые и другие документы, распространяются только в части, касающейся общих принципов их подготовки и исполнения, формирования и оформления для передачи на архивное хранение.

Системы электронного документооборота (системы автоматизированной обработки документов), применяемые в Следственном комитете, должны обеспечивать выполнение требований Инструкции. Работа с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, регулируется специальными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Следственного комитета. Основными документами в системе СК России являются: приказы, распоряжения, протоколы, справки, акты, служебные письма, докладные записки, доверенности, телеграммы, факсограммы и телефонограммы.

Документационное обеспечение — это вид служебной деятельности, обеспечивающий документирование управленческой деятельности и организацию работы с документами. Документирование управленческой деятельности включает в себя все процессы, относящиеся к записи и оформлению необходимой информации.

Методическое руководство и контроль за соблюдением установленного порядка работы с документами в Главном следственном управлении Следственного комитета РФ по Московской ообласти осуществляет отдел по приему граждан и документационному обеспечению. В СО по Московской ообласти данная функция в основном возложена на помощника руководителя следственного отдела. Исходя из общих положений Инструкции на отдел по приему граждан и документационному обеспечению, а также на помощника руководителя следственного отдела возлагаются следующие обязанности: прием, регистрация и распределение входящих документов; передача документов на рассмотрение руководителю следственного отдела и непосредственно исполнителю; контроль за сроками рассмотрения документов; регистрация исходящих документов, их экспедиционная обработка и отправка адресатам; контроль за правильностью оформления документов, представляемых на подпись руководству следственного отдела; организация справочно-информационной работы по вопросам делопроизводства; разработка и ведение номенклатуры служебной, особой важности, совершенно секретных, секретных и несекретных дел и прочие. В системе СК России электронные документы участвуют в документообороте наравне с бумажными документами. Так регистрация документов и поручений по ним, работа с обращениями граждан и другие процедуры документооборота осуществляются в Следственном комитете с применением автоматизированного информационного комплекса «Надзор» (далее — АИК «Надзор»). Работа в АИК «Надзор» основывается на принципе однократной регистрации документа.

В соответствии с Инструкцией поступающие в следственные органы, учреждения и организации Следственного комитета обращения (направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, устное обращение в государственный орган, орган местного самоуправления, а также обращение организации) и относящиеся к ним документы регистрируются на алфавитной картотеке. Здесь же регистрируются и устные обращения, принятые работниками на личном приеме и оформленные ими справкой, в которой указываются необходимые для регистрации данные (фамилия, имя, отчество, по какому вопросу, место действия, домашний адрес и т.д.). Если документы регистрируют несколько человек, рекомендуется на обращении проставлять фамилию или личный индекс работника, который его регистрировал. Перед регистрацией каждого обращения по картотеке проверяется, не заводилась ли ранее алфавитная или ссылочная карточка. Алфавитные карточки заводятся на всех указанных в документах лиц (обвиняемых, осужденных, оправданных, и др.) при регистрации первичных обращений, а также обращений, к которым приложены копии приговора, решения, определения, постановления суда, заключений (справок, постановлений) о проверке дел, постановлений о возбуждении дел или принятии к производству, о продлении срока следствия, контрольных производств и других документов по делам. При регистрации дел, документов (спецдонесений и др.) или обращений, к которым приложены приговоры, определения и т.п., допускается заводить алфавитную карточку только на основное лицо (от которого поступило или в отношении которого подано обращение), а на всех остальных (обвиняемых) — ссылочные карточки. Последующие обращения и документы в отношении одного и того же лица или вопроса регистрируются на оборотной стороне имеющейся алфавитной карточки с указанием, когда и от кого поступил документ, куда и за каким номером направлен, передан. На обращении проставляется номер контрольного производства, а также единица административно-территориального деления (республика, край, область и т.п.). Если в последующем обращении ставится другой вопрос, оно также регистрируется на имеющейся алфавитной карточке с обязательным указанием его содержания. Если на кого-либо из лиц, проходящих по одному делу, уже имеется контрольное производство на остальных лиц выписываются алфавитные карточки (если они отсутствуют).

Так, обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в следственных органах. Обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, рекомендуется разрешать в срок не позднее 15 дней со дня их регистрации следственных органах. Если установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день.

В соответствии Инструкцией контроль исполнения документов (далее — контроль) состоит из осуществляемых Главным организационно-инспекторским управлением, другими подразделениями центрального аппарата Следственного комитета, соответствующими подразделениями следственных органов, учреждений и организаций Следственного комитета процедур по учету, анализу сроков и качества исполнения документов с целью укрепления исполнительской дисциплины и повышения эффективности деятельности Следственного комитета. К указанным процедурам относятся: постановка документа на контроль, проверка своевременности получения исполнителем контрольного документа, предварительный контроль, предупредительный контроль, аналитический контроль, снятие документа с контроля. В целом контроль исполнения поручений включает в себя: систематизацию и подготовку сведений о содержании и сроках выполнения поручений, подготовку и направление исполнителям контрольных и учетных карточек; периодический сбор, обобщение и анализ информации о ходе и состоянии выполнения поручений; осуществление по указанию соответствующих руководителей проверки фактического выполнения поручений, а также подготовку по ее результатам материалов (рапорт, справка, докладная записка) для доклада руководителям;

подготовку предложений по обеспечению своевременного выполнения поручений, повышению исполнительской дисциплины, совершенствованию организации и осуществления контроля. В СУ СК России по Московской области контроль осуществляет организационно-контрольный отдел. Так, данный отдел осуществляет контроль за выполнением поручений, поступивших из организационно-контрольного управления СК России, решений и протокольных поручений межведомственных комиссий и совещаний по вопросам, отнесенным к компетенции органов СК России, распоряжений руководителя следственного управления по конкретным вопросам и прочее.

         Следственный комитет осуществляет следующие полномочия:

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации проверку содержащихся в заявлениях и иных обращениях сообщений о преступлениях, производство предварительного расследования по уголовным делам, процессуальный контроль, криминалистическую, судебно-экспертную и ревизионную деятельность, а также проверку деятельности следственных органов и учреждений Следственного комитета;

обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по ее совершенствованию;

разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также подготавливает другие документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

принимает участие в проведении по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации правовой экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся сферы деятельности Следственного комитета;

принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

взаимодействует с компетентными органами иностранных государств, заключает соглашения, сотрудничает с международными организациями в соответствии с международными договорами и участвует в разработке международных договоров Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

образовывает координационные, совещательные, консультативные и экспертные советы (комиссии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;

осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации в целях информирования общественности о деятельности Следственного комитета;

организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение обращений, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

учреждает в соответствии с законодательством Российской Федерации печатные и электронные издания для опубликования нормативных правовых актов Следственного комитета, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

обеспечивает внедрение в деятельность Следственного комитета достижений науки, техники и положительного опыта, а также развитие систем связи и автоматизированного управления в системе Следственного комитета;

   

        При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.

            Полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные настоящей статьей, осуществляют Председатель Следственного комитета Российской Федерации, руководители следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти).

           Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции  осуществлять предварительное следствие по уголовному делу

         Следователь уполномочен:

возбуждать уголовное дело в порядке;

принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

обжаловать с согласия руководителя следственного органа решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

осуществлять иные полномочия.

            При прохождении  практики были получены практические  навыки при производстве различных  следственных действий, в частности   осмотр места происшествия, проверка  показаний на месте, обыск в  жилище. Получено не только общее  представление об их содержательной  части, но и изучен процесс  взаимодействия следователя с  оперативными работниками, экспертами, специалистами, адвокатами, администрацией  ИВС и СИЗО. Например, при необходимости  производства следственного действия  с участием обвиняемого, в отношении  которого применена мера пресечения  в виде заключения под стражу, следователь выносит постановление  о переводе подследственного  из следственного изолятора в  ИВС, которое заблаговременно  передается в СИЗО, после чего  оперативные сотрудники осуществляют  конвоирование подследственного.

         В ходе практики мною изучены основные организационно-распорядительные и нормативно-правовые акты СК России, без которых качественное и оперативное выполнение основных функций органов СК России стало бы невозможным. Отлаженная иерархия построения структуры СК России и высокий контроль за исполнением документов, позволяют в современной действительности выполнять Следственному комитету России самые сложные задачи, поставленные перед ним обществом и государством. Многие знания, приобретённые на практике, пригодятся в последующей учебной и практической деятельности.

 

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На начальных этапах прохождения практики мне доверяли только работу по систематизации уголовных дел. Следователи обучили меня сшиванию дел, нумерации и описи. Помимо этого, на протяжении всей практики я помогала своему руководителю заносить необходимые для раскрытия преступления данные в электронную таблицу, чтобы облегчить ведение дела.

В последствии, когда я заслужила доверие работников Следственного управления, меня начали привлекать к более ответственным этапам делопроизводства, таким как вызов свидетелей на допросы, передача важных для дела документов в другие следственные учреждения, а также оповещение работников следственных изоляторов о том, что кого-то из обвиняемых направляют на психологическую судмедэкспертизу. В конце учебной практики я начала принимать участие в обысках, выемках и других важных этапах расследования, осмотрах документов и предметов, имеющих значение для расследования. На этих этапах я также ознакомилась с порядком проведения данных следственных действий и правилами составления соответствующих процессуальных документов.

В течение прохождения практики следователи делились своим многолетним опытом в раскрытии уголовных преступлений по самым разным статьям Уголовного Кодекса РФ. Они отмечали, что чрезвычайно важно составлять процессуальные документы разборчиво и аккуратно, несмотря на то, что на первый взгляд эта деталь кажется незначительной. На самом деле грамотная подшивка дела имеет большое значение не только для удобства его ведения, но также для оценки деятельности следователя, который его вел.

Вся деятельность в Следственном Комитете Российское Федерации представляет собой слаженную систему, которая борется с уголовными преступлениями, несмотря на огромный объем работы. Работа в органах Следственного комитета, является сложной и напряжённой, для успешного её выполнения работнику требуется не только отличная теоритическая подготовка, но и достаточно весомая практическая.

Работа следователя осуществляется строго в рамках, установленных уголовно-процессуальным законом. Роль предварительного следствия весьма велика. От его оперативности и объективности во многом зависит законность, справедливость и обоснованность судебного приговора. Высококачественное и умело проведённое расследование даёт суду возможность правильно разобраться в существе совершённого преступления, виновности, или невиновности подсудимого, избрать справедливую меру наказания, а также решить все другие вопросы, связанные с постановлением приговора.

В целом, в процессе прохождения учебной практики, я изучила содержание и формы по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию преступлений на разных стадиях предварительного расследования, изучила формы взаимодействия структурных подразделений и участия общественности в расследовании уголовных дел.

Прохождение практики в Главном следственном управлении Следственного Комитета РФ по Московской области было для меня бесценным опытом в сфере правоохранительной деятельности. Я ознакомилась с большим количеством теории права, а также смогла применить ее на практике, все следственные действия оказались для меня очень познавательными. На практике я поняла, что эта область юридической деятельности для меня представляет огромный интерес, благодаря чему я задумалась о своей будущей карьере в правоохранительных органах. Если возникали затруднения или неясности в правоприменении, либо том или ином практическом вопросе, то их помогал разрешить руководитель практики.

В целом практика прошла успешно и продуктивно: я узнала много нового и нужного о функционировании нашей правовой системы в целом и о деятельности следственных органов в частности, почерпнула знания о применении российского законодательства на практике.

Категория: Отчёты по практике | Добавил: belovsasha98 | Теги: юриспруденция, право, отчет, МФЮА, юрист, следственный комитет, отчет по практике, практика
Просмотров: 201 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0
avatar