menu

Субъекты и объекты МГП
23.12.2023, 03:54

Субъекты МГП

Война, вооруженные конфликты, явления социальные, они являются продолжением политики насильственными методами; в них, как правило, противостоят друг другу государства, ведущие между собой вооруженную борьбу. Именно государства формулируют принципы и нормы, составляющие правила ведения войны, и несут ответственность за обеспечение их соблюдения.

Так, в Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. зафиксировано, что «Договаривающиеся Державы дадут своим сухопутным войскам наказ, согласный с приложенным к настоящей конвенции Положением о законах и обычаях сухопутной войны» (ст. I). В ст. 1 Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях от 12 августа 1949 года закреплено, что «Высокие Договаривающиеся Стороны (а ими, как известно, являются государства) обязуются при любых обстоятельствах соблюдать и заставлять соблюдать настоящую конвенцию».

Государства могут выступать также в роли специального субъекта международного гуманитарного права — державы-покровительницы, на которую возлагается обязанность охраны интересов воюющих сторон и осуществления международного контроля за соблюдением ими правил ведения войны. На это, в частности, указывается в Женевской конвенции об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море. В ст. 8 отмечается, что названная конвенция «будет применяться при содействии и под контролем Держав-покровительниц, на которых возложена охрана интересов сторон, находящихся в конфликте». При этом «представители или делегаты Держав-покровительниц ни в коем случае не должны выходить за рамки своей миссии, которая определена настоящей конвенцией. Они должны, в частности, принимать во внимание настоятельные нужды безопасности государства, при котором они выполняют свои функции».

Самостоятельным субъектом международного гуманитарного права являются также нации и народы, ставшие воюющими сторонами в ходе вооруженной борьбы за национальное и социальное освобождение. Это вытекает из общепризнанных принципов и норм общего международного права и находит свое дальнейшее развитие в Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 г. Так, в Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 г. отмечается, что «если одна из находящихся в конфликте Держав не является участницей настоящей Конвенции, участвующие в ней Державы останутся тем не менее связанными ею в своих взаимоотношениях. Кроме того, они будут связаны Конвенцией в отношении вышеуказанной Державы, если последняя принимает и применяет ее положения». Данное положение вполне применимо к борющимся нациям и народам, которые, не всегда являясь первоначальными участниками договоров по международному гуманитарному праву, в последующем, в ходе вооруженной борьбы за национальную независимость применяют их. Тем самым они берут на себя определенные обязательства и приобретают соответствующие права, становясь при этом полноправными субъектами норм права, применяемых в период вооруженного конфликта.

Правомерность борьбы за независимость неоспорима. Она подтверждается Декларацией о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1960 г. Декларация провозглашает, что подчинение народов иностранному игу и господству и их эксплуатация являются отрицанием основных прав человека, противоречат Уставу ООН и препятствуют развитию сотрудничества и установлению мира во всем мире. С учетом этого Ассамблея подтвердила свое признание законности борьбы, которую ведут колониальные народы и народы, находящиеся под иностранным господством, за осуществление своего права на самоопределение и независимость, используя все необходимые средства (в том числе и вооруженные), имеющиеся в их распоряжении, и настоятельно призвала оказывать моральную и материальную поддержку народам колониальных территорий и их национально-освободительным движениям.

Вместе с тем нужно подчеркнуть, что правосубъектностью воюющей стороны обладают также участники внутренних вооруженных конфликтов (гражданских войн), ведущие борьбу за реализацию своих коренных экономических, политических и др. интересов, народы, отстаивающие свои права и свободы, выступающие с оружием в руках против политики геноцида и расизма. На это указывается в ст. 3 Женевских конвенций 1949 г.: «В случае вооруженного конфликта, не носящего международного характера и возникающего на территории одной из Высоких Договаривающихся Сторон, каждая из находящихся в конфликте сторон будет обязана применять следующие положения...». Далее идет перечень гуманитарных норм, применяемых в случае возникновения внутреннего вооруженного конфликта.

Субъектами международного гуманитарного права являются международные организации. Речь идет прежде всего об Организации Объединенных Наций, которая с момента своего создания направляет свою деятельность на поддержание и укрепление международного мира. В случае нарушения мира и актов агрессии ООН может непосредственно принимать участие в вооруженном конфликте. Так, в соответствии со ст. 42 Устава ООН Совет Безопасности уполномочен предпринимать такие действия воздушными, морскими и сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил Членов Организации.

В послевоенный период ООН широко применяет операции по поддержанию мира с привлечением военного персонала для стабилизации обстановки в районах вооруженных конфликтов. С 1948 г. более 120 тыс. военнослужащих и сотрудников гражданской полиции, а также тысячи других гражданских служащих принимали участие более чем в 60 операциях ООН по поддержанию мира. С начала 1990-х гг. к участию в них стали активно привлекаться воинские контингенты Вооруженных Сил, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации.

Следует отметить, что обеспечение безопасности государств-членов ООН в соответствии с Уставом ООН, включая операции по поддержанию мира, должно соответствовать принципам и нормам между народного гуманитарного права в силу того, что они являются участниками договоров, в которых эти принципы и нормы закреплены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   

 

 

 

 

 

Объекты МГП.

Объектом регулирования международного гуманитарного права выступают отношения, складывающиеся между сторонами в ходе вооруженного конфликта( государство, повстанческие отряды).

           Основными принципами международного гуманитарного права являются:

принцип гуманности, запрещающий применение такого военного насилия, которое не является необходимым для целей войны. Принцип гуманности - наиболее обобщенный принцип данной системы правовых норм. Все другие принципы как бы составляют его отдельные грани и являются его конкретизацией и продолжением;

           принцип недопустимости дискриминации, согласно которому с индивидами, пользующимися покровительством гуманитарных конвенций, при любых обстоятельствах и без всякого различия на основе характера и происхождения вооруженного конфликта, причин, которые воюющие стороны приводят в свое оправдание или на которые ссылаются, следует обращаться без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии, пола, имущественного положения;

           принцип ответственности за нарушение норм и принципов международного гуманитарного права, который включает в себя международно-правовую ответственность государств и ответственность физических лиц;

            принцип защиты жертв войны, означающий, что государство должно как на национальном, так и на международном уровне обеспечить защиту лиц, находящихся под покровительством международного гуманитарного права и оказавшихся в его власти;

            принцип ограничения воюющих в выборе средств и методов вооруженной борьбы, который устанавливает, что «в случае вооруженного конфликта право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным» (п.1 ст.35 Дополнительного протокола I). Содержание указанного принципа раскрывается в общих и специальных нормах, запрещающих применять определенные виды оружия и методы ведения вооруженной борьбы;

          принцип ограничения по объектам, в соответствии с которым нападения должны быть строго ограничены военными объектами, а также должна обеспечиваться защита гражданских объектов и культурных ценностей, находящихся под покровительством международного гуманитарного права;

           принцип защиты окружающей среды, который означает, что при ведении военных действий должна проявляться забота о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба и др.

         Классификация гражданских объектов призвана упорядочить и облегчить рассмотрение вопросов, связанных с их международно-правовой защитой. Выделение групп гражданских объектов, объединенных одинаковыми чертами, сопряжено со значительными трудностями, обусловленными большим количеством самих объектов и существованием множества критериев, на основании которых можно выделить ту или иную группу гражданских объектов. Поэтому рассмотрим лишь некоторые виды классификации.

1. По виду правовой защиты выделяют:

гражданские объекты, находящиеся под общей защитой (жилые постройки);

гражданские объекты, находящиеся под специальной защитой (плотины, дамбы, АЭС, культурные ценности и др.).

МГП предусматривает два основных вида правовой защиты гражданских объектов — общую и специальную. Согласно ст. 52 Дополнительного протокола 1 от 1977 г. гражданским объектам обеспечивается общий режим защиты, в соответствии с которым данные объекты не должны являться объектом нападений или репрессалий. На укрепление правового режима общей защиты гражданских объектов направлены нормы ст. 51 Дополнительного протокола 1 от 1977 г., регламентирующие защиту гражданского населения от опасностей, возникающих в связи с военными операциями.

Вместе с тем Дополнительный протокол I от 1977 г. содержит положения, направленные на усиленную защиту определенных групп гражданских объектов: культурных ценностей; объектов, необходимых для выживания гражданского населения; объектов, содержащих опасные силы1Аналогичные нормы, содержащиеся в Дополнительном протоколе II от 1977 г., нельзя с полной уверенностью назвать нормами, регламентирующими специальный режим защиты определенных категорий объектов, поскольку в Протоколе II от 1977 г. отсутствуют положения, закрепляющие общий режим защиты гражданских объектов.. Данные нормы предусматривают режим специальной защиты в отношении указанных гражданских объектов, содержат примерный или исчерпывающий перечень объектов, против которых запрещается вооруженное нападение, а также раскрывают конкретные, четкие условия и обстоятельства, при которых указанное запрещение перестает действовать.

Режим специальной защиты предоставляется не только отдельным гражданским объектам, но и особым территориям: демилитаризованным зонам, необороняемым местностям, нейтрализованным местностям, санитарным зонам и местностям, санитарным и безопасным зонам и местностям.

Положения, предусматривающие создание специальных районов, укрытых от нападений, были включены в Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. и в Дополнительный протокол I от 1977 г. Создание подобных местностей и зон служит дополнительным средством обеспечения защиты и гражданского населения, и гражданских объектов, по крайней мере, от воздушных или иных бомбардировок. К тому же данные районы отвечают всем признакам гражданских объектов, чем и обусловлена причина причисления их к категории гражданских объектов.

2. По общественной значимости для населения подразделяются:

объекты, необходимые для выживания населения (продукты питания, посевы, скот, ирригационные сооружения);

объекты, необходимые для поддержания нормальных условий жизнедеятельности (установки и сооружения, вырабатывающие электроэнергию, места отправления культа, жилые постройки и др.).

В отношении первой категории объектов, как правило, предусмотрен режим специальной защиты, что указывает на их важность для всего гражданского населения. Лишение гражданских лиц объектов, необходимых для выживания гражданского населения, обычно приводит к перемещению людей в другое место, поскольку у них не остается иного выхода, поэтому во избежание таких перемещений запрещается использовать голод среди гражданского населения.

Во второй группе можно выделить как объекты, находящиеся под общей защитой МГП (жилые постройки), так и под специальной (АЭС).

3. По критерию материальной и культурной ценности выделяют:

объекты, составляющие материальную ценность (здания, помещения, дамбы, плотины);

объекты, составляющие не только материальную, но и культурную ценность (культурные ценности и места отправления культа).

Все объекты имеют материальную ценность. Однако некоторые гражданские объекты помимо этого обладают также и культурной ценностью, составляя самостоятельную группу гражданских объектов — культурные ценности. Ущерб, который наносится культурным ценностям в период вооруженных конфликтов, является ущербом для всего культурного наследия человечества, поскольку эти ценности являются сокровищницей мировой культуры. Сохранение культурного наследия имеет большое значение для всех народов мира.

 

4. По потенциальной опасности и реальной защищенности в условиях диверсионно-террористической деятельности в период вооруженного конфликта, выделят следующие группы:

объекты стратегической важности (объекты Федерального агентства по атомной энергии Российской Федерации);

объекты особой важности (плотины, дамбы, химические заводы);

объекты повышенной значимости (культурные ценности, объекты, необходимые для выживания гражданского населения);

объекты общей значимости (жилые дома, школы).

Классификация гражданских объектов в условиях вооруженных конфликтов с проявлениями терроризма в соответствии с их важностью состоит в том, что для каждой группы объектов устанавливается соответствующий уровень защиты, определяемый объемом и спецификой организационных, охранных, режимных и иных мер в целях антитеррористической и противодиверсионной защиты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. III Гаагская конвенция об открытии военных действий  (Заключена в г. Гааге 18.10.1907) / СССР признал Конвенцию имеющей силу для СССР (Нота МИД СССР от 07.03.1955). // Доступ – СПС Консультант плюс
  2. Венская конвенция о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.) / Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР 11 февраля 1964 г. с оговоркой и заявлением. // Действующее международное право, т. 1.
  3. ООН и международное гуманитарное права // Доступ – Официальный сайт ООН  - URL: http://www.un.org/ru/humanitarian/law/ (дата обращения: 11.01.2023)
  4. Тиунов В.И. Международное гуманитарное право. Учебник. – М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА, 2009 г.
  5. Пикте Ж.  Развитие и принципы международного  гуманитарного права. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001 г.
  6. 3Давид Э.  Принципы права вооруженных конфликтов. МККК, 2001 г.
  7.  Аби-Сааб Р.  Гуманитарное право и внутренние  конфликты. МККК, 2000.
  8. Защита лиц и объектов  в международном гуманитарном  праве. Сборник статей и документов. МККК, 2000.

 

Категория: Доклады | Добавил: belovsasha98 | Теги: Понятие и предмет регулирования меж, доклад, Международное гуманитарное право, университет, право, студент, курс, юриспруденция
Просмотров: 25 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0
avatar